IT Fest 2025: где идеи превращаются в реальный бизнес
Карлыгаш Нуржан

На прошлой неделе в Алматы прошел школьно-студенческий IT Fest 2025, который переворачивает представление о том, на что способны дети. Здесь не взрослые учат молодежь, а сами школьники и студенты защищают проекты, генерируют идеи, соревнуются в компьютерных играх, по заданию взламывают и защищают системы и продают свои стартапы прямо со сцены. Главное отличие IT Fest от других фестивалей в том, что здесь участники могут не просто показать себя, а заключить реальные сделки. Так один из студентов продал свой проект после презентации, когда член жюри воскликнул: «Я покупаю твой проект!»

IT Fest вырос из студенческого хакатона, который МУИТ начал проводить еще в 2009 году. Тогда это был небольшой внутренний формат, в котором участвовали около четырехсот студентов, а сам фестиваль носил название HackDay и объединял всего несколько секций. Постепенно к программированию добавились робототехника, киберспорт, кибербезопасность, кино и видео, дизайн, анимация и спортивное программирование, и фестиваль превратился в большую площадку для молодых разработчиков со всей страны.

- Лучшие студенты и их работы получат денежные премии, - рассказывает управляющий директор благотворительного фонда Halyk Нариман Абильшаиков. Призовой фонд составляет девять миллионов тенге, в прошлом году в фестивале участвовали около двух тысяч IT студентов и специалистов, в этом году уже около трех тысяч, и это лучшие из лучших со всей страны.

- Сегодня государство уделяет IT-образованию такой же приоритет, как и другим техническим специальностям, и уже через несколько лет могут появиться новые компании с казахстанскими корнями, чьи продукты будут значимы и финансово, и социально. Сейчас у Казахстана уже есть свой «единорог» Higgsfield AI с капитализацией свыше миллиарда долларов. Надеемся, что такие мероприятия, как IT Fest, помогут появиться новым, не менее успешным проектам.

- Мы представляем на фестивале несколько наших студенческих проектов, - говорит студент КБТУ Алимжан. Есть роботизированная рука Master Safe, которая работает как джойстик и позволяет управлять объектами дистанционно, есть линейка проектов по созданию собственных дронов, студенты сами печатают корпуса, собирают и настраивают устройства. В магистратуре сейчас идет работа над системой доставки медикаментов в труднодоступные регионы Казахстана, и такие проекты показывают ребятам, что их идеи могут решать вполне реальные задачи.

- Наша компания производит учебные наборы в Казахстане с инструкциями на трех языках, - говорит представитель компании Alash Electronics Айтен Бексултан. Наши платформы позволяют школьникам и студентам писать код, собирать блоки, запускать модели и постепенно переходить от простых задач к сложным. Мы работаем с учениками с первого по одиннадцатый класс, а также с университетами и колледжами. Компании всего четыре года, но уже есть чистая прибыль свыше ста миллионов тенге в год, и спрос на отечественные наборы только растет.

- У нас десять команд из разных городов Казахстана и только школьники старших классов, - говорит член жюри секции роботехники, технический директор компании «Аркона» Игорь Мошников. Ребята проектируют корпус машинки в соответствии с регламентом, собирают ее с микроконтроллером, программируют управление с компьютера или телефона. Мы даем им базовые инструкции, но главное, чтобы они проявляли креативность и сами искали решения, ведь сегодняшние игрушечные машинки завтра вполне могут стать прототипами настоящих инженерных систем.

Отдельный блок программы посвящен взаимодействию военных и IT университета. В рамках IT Fest был подписан меморандум о сотрудничестве между Военным институтом Сухопутных войск и Astana IT University. Документ предусматривает обмен опытом в военно патриотической работе, совместное участие в научных проектах и грантовых программах, а также обмен информацией о современных методах ведения боевых действий с использованием робототехники и беспилотной техники. Военный институт предоставляет учебные материалы служебного характера, а AITU делится экспертизой в области кибербезопасности, автоматизированных систем управления и геоинформационных технологий.

- Виртуальный киберполигон это собственная разработка нашей военной кафедры, - говорит сотрудник Военной кафедры Astana IT University Ануар Аскаров. С 2023 года мы проводим на базе полигона практические занятия и соревнования по кибербезопасности, моделируем боевые условия, даем студентам реальные задачи по атаке и защите. За два года мы провели несколько турниров, и с каждым разом задания становятся сложнее, сейчас готовим новый тур для первокурсников и второкурсников с акцентом на заданиях с компонентом искусственного интеллекта, чтобы ребята понимали, как защитить системы в условиях стремительно меняющихся технологий.

Команда Arystan в секции кибербезопасности, специализированный лицей «Арыстан».
На секция кибербезопасности более ста шестидесяти команд в онлайн и офлайн формате одновременно пытаются взломать физический киберполигон, макет смарт сити, который стоит в институте в Астане. Студенты атакуют каждый элемент инфраструктуры, за каждую успешную атаку получают баллы и учатся защищать критически важные системы. Соревнования дают молодым специалистам уникальную возможность получить опыт взлома и защиты в безопасной среде, где за это нет уголовной ответственности.

Отдельная линия IT Fest связана с развитием игровой индустрии, которую КБТУ активно поддерживает и развивает.
- Со следующего учебного года в КБТУ откроется новая специальность разработчик игр, - говорит младший научный сотрудник GameLab КБТУ Назым Жумабаева. Это первая подобная программа в Центральной Азии на базе школы информационных технологий, до этого в Казахстане не было полноценного четырехлетнего образования по разработке видеоигр.

Жумабаева показывает игру квест по истории Казахстана, над которой работает лаборатория GameLab, в ней игрок выбирает уровни, связанные с эпохой казахского ханства, саками и современным Казахстаном, и через игровой процесс знакомится с историей страны, буквально погружаясь в нее.

Киберспорт на фестивале представлен не только турнирами, но и экспертизой организаторов.
- В рамках IT Fest мы проводим студенческий турнир по Counter Strike 2, Dota 2 и футбольному симулятору EA FC 24, - говорит представитель Almaty Cyber Games Бахтияр Зараев. Фонд Halyk Тимура Кулибаева активно поддерживает киберспорт, благодаря чему Казахстан начинает догонять Европу и крупные зарубежные площадки по уровню и количеству турниров. В мире призовые на чемпионатах достигают десятков миллионов долларов, и это уже давно не детская игра, а серьезная индустрия, в которую казахстанские игроки вполне могут войти, если будет достаточно турниров и системной поддержки.

- Сейчас идет подготовка к соревнованиям, я участвую примерно полгода и пока на самом базовом уровне, - делится студент Алматинского государственного колледжа сервиса и технологий Альтаир Ережепов. Киберспорт для меня не цель, а скорее способ провести время в команде. Горы, походы и живое общение для меня важнее.

Фестиваль заметно оживляет и яркий персонаж в костюме каракала, символа МУИТ.
- Меня зовут Арыстанбек Жортуыл, я учусь в МУИТ на первом курсе. Каракал это степная рысь, свободное дикое животное, и именно эта ассоциация с независимостью и свободой легла в основу выбора символа. Я согласился надеть костюм, потому что мне важно поддержать развитие IT в стране и просто подарить хорошее настроение участникам фестиваля.

В рамках IT Fest прошел масштабный хакатон, в котором участвовали почти сто команд. Школьники и студенты собирались в тройки, регистрировались на специальном сайте, придумывали название команды и за двадцать четыре часа разрабатывали прототипы решений. Одним из заданий стал дата хаб для вузов Казахстана, где нужно было создать сайт каталог университетов с возможностью трехмерных туров и информацией об академических программах. Соорганизаторами хакатона выступили AI Talents Almaty, которые обеспечили экспертную поддержку участников и сопровождение команд на протяжении всего марафона.

Другое задание предложил Казахтелеком с главным призом в полтора миллиона тенге, которые победитель сможет потратить на технику на сайте компании. Команды могли выбирать, какое задание выполнять, школьники и студенты оценивались отдельно, а на презентацию проекта участникам давали всего несколько минут, чтобы убедить жюри в жизнеспособности своей идеи.

Кино и видео на фестивале тоже не остались без внимания, здесь соревновались команды из IT университетов, которые за короткий срок должны были снять фильмы на заданные темы.

- Сегодня на IT Fest студенты разных университетов показывают свои работы, которые они успели снять за пол дня, - говорит диджитал продюсер медиа компании Salem Entertainment Тимур Қабылғазы. Жюри оценивает хронометраж, соответствие теме, техническую сложность, монтаж, звук, работу со светом и художественный уровень. Во всех фильмах обязательно должен присутствовать элемент, связанный с искусственным интеллектом, это может быть и сюжетный ход, и прием в монтаже. Среди работ мне особенно запомнилась команда Final Cut из МУИТ, а также команда из Astana IT University, которая подняла тему насилия в семье и обществе.

Гости фестиваля, это представителям министерств, медиа, косплей сообществ и крупных компаний. Они смотрят на IT Fest со стороны, оценивают динамику развития отрасли и то, как изменились студенты и школьники за последние годы.

- У нас очень много задач и нам нужно двигаться быстрее, - говорит вице министр Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития РК Дмитрий Мун. Казахстан занимает десятое место в мире по индексу ООН по онлайн услугам и вошел в рейтинг самых мощных суперкомпьютерных систем, заняв восемьдесят шестую позицию. За ближайшие три года цифровизация способна значительно повысить эффективность процессов в добыче, сельском хозяйстве и других сложных отраслях, а фестивали вроде IT Fest помогают вырастить специалистов, которые будут реализовывать эти изменения.

- По темпам развития Казахстан сегодня один из лидеров в сфере современного образования, - говорит ведущий канала «Алға Казахстан» Иван Червинский. Страна превращается в международный хаб высшего образования, в Казахстан приходят филиалы ведущих мировых университетов, а казахстанские школьники уже несколько лет подряд становятся чемпионами мира по робототехнике. В этом есть и национальный характер, и гибкость системы образования, которая быстро принимает новые технологии, включая искусственный интеллект, а проекты фонда Halyk, такие как «Auyl Sport», показывают, как можно открывать международный путь детям даже из небольших населенных пунктов.

Маргарита (слева) со своей командой косплея.
- Очень здорово, что студенты могут выехать и где то показать свои работы или выиграть приз, - делится участница косплей сообщества Маргарита. Систему цифровизации нужно развивать, потому что сегодня почти все процессы завязаны на информационные технологии, от интернет банкинга до управления крупными заводами. Роботы должны заменять опасные виды работ, а в быту у людей рано или поздно появятся собственные помощники, и она уверена, что если у Казахстана есть возможность создать своего андроида, то это обязательно стоит делать.

По итогам фестиваля жюри выбрало победителей в каждой из секций. Команды получили денежные призы и образовательные гранты МУИТ и КБТУ, а лучшие проекты были рекомендованы к дальнейшему развитию при поддержке партнёров.

Некоторые участники нашли новых клиентов прямо во время защиты своих проектов. Особое внимание привлекли победители в секции кино и видео, которые показали, что студенты-айтишники не только программируют, но и умеют говорить о сложных социальных темах языком кинематографа.

- В голове была идея и уверенность, что мы можем сделать больше, но у нас было очень мало времени, - говорит студент АИТУ Ильяс Майдан. Наша команда сознательно выбрала сложную тему отношений отца и сына, не пытаясь сделать из отца однозначного антагониста, а показывая, что у каждого человека своя роль и своя боль. Сюжет мы взяли из реальной истории нашего знакомого. А снять фильм нам помогли родные, которые стали нашими актерами. В киноиндустрии не хватает молодежного кино и сериалов для подростков, а такие площадки, как IT Fest, дают шанс показать, что молодые режиссеры способны создавать социально значимое кино.

IT Fest 2025 показывает, что полная цифровизация Казахстана это уже не абстрактная стратегия, а реальность, в которой школьники и студенты уже сейчас создают серьёзные и полезные IT-проекты. Главное, чтобы общество, а также такие фонды, как NNEF, Halyk и другие, продолжали поддерживать развитие молодежи через университеты, IT-клубы и IT-фестивали. И кто знает, возможно в ближайшем будущем из Казахстана начнут летать туристические корабли в космос и уже совсем скоро появится массовое производство казахстанских андроидов.
Организаторы фестиваля: Общественный фонд NNEF и университетский альянс University Alliance of Science and Technology (IITU, KBTU, UIB, Astana IT University) при поддержке благотворительного фонда HALYK Тимура Кулибаева в рамках госпрограммы AI-Sana.

Проект Auyl Sport фонда Halyk открывает путь сельским детям к большим победам: тренировки, турниры и вдохновение для новых чемпионов Казахстана.

КБТУ вместе с судебной администрацией внедряет систему цифровой аналитики дел для суда: ИИ анализирует судебную практику и ускоряет правосудие.

Альянс вузов NNEF готов к партнёрству с индустрией: AI-программы, исследования и совместные проекты для цифрового будущего Казахстана

Проректор КБТУ Екатерина Смолякова рассказывает, как изучение казахского языка стало для неё путём к культуре и личному росту.

Фоторепортаж о новом здании международной школы «Мирас» в Алматы: современные лаборатории, IB-программы. Фоторепортаж Карлыгаш Нуржан для Shanger.kz
Comments
No comments yet. Be the first to comment!