Забвение Великого Капала: как возрождают историю села
VoxPopuli and Карлыгаш Нуржан

У плоскогорья Капальской степи Джунгарского Алатау и в окружении целебных источников, всего 80 км от Талдыкоргана, находится необычное село под названием Капал. Особенность села в том, что с ним связанны известные имена казахской истории, среди них: Шокан Уалиханов, Фатима Габитова, Динмухамед Кунаев, Акын Сара и многие другие исторические личности. В данный момент селу необходима общая реконструкция потому,потому что из года в год разрушаются старинные дома, построенные почти 200 лет назад.

Капал был основан князем Горчаковым в 1847 году, как небольшое укрепление Сибирского казачьего десятого полка, посланного наблюдать за действиями хана Кенесары. Через год место преобразовывается в казачью станицу.

В 1854 году поселение получает статус уездного города и даже получает свой герб. Город процветал, в нем кипела жизнь, сюда приезжали купцы и торговали щелками, восточными сладостями, люди строили дома, здесь была свой гимназия, церковь, мечеть и больница. Вокруг города были сады и поливные поля пшеницы и овса. В период расцвета в Капале проживало 12 000 человек, сейчас около 3000. Здесь жили казаки, татары, евреи, казахи. Вместе они пережили крепостное право, гражданскую войну, голод, перестройку и всегда поддерживали друг друга.

Среди жителей поселка есть и коренные, чьи предки жили здесь с основания села. Александру Койкову 52 года, он живет в селе Капал в четвертом поколении. «Моя бабушка пришла сюда из Дона, застала приход красной армии и голод. Она мне рассказывала, как ее послали за мясом, по дороге на рынок она увидела подводу (прим. автора — конная повозка), на которой увозили расстрельных, в ней были церковные служители, поп в рясе, а на обратном пути подвода была уже пуста. Бабушка умерла так и не поняв кто их расстрелял, либо красные, либо белые. Она также была свидетелем голода в 1932 году, еще при Филиппе Голощекине, видела, как люди умирали прямо на улице. У нее было шестеро детей и старшего Степана тогда чуть не съели»
– Наш дом построен еще в 19 веке и раньше принадлежал семье Рудаковых. Они бросили дом и в 1922 году мои предки в него заселились. Сейчас это наше родовое гнездо. Когда мой сын Стас женится, он тоже будет жить здесь.

Анатолий с внуками Асией и Уланом на фоне своего дома, построенный его предками в 1848 году.
Анатолию Моисееву 69 лет, он потомок тех самых казаков кто основал поселение Капал в 1847 году. «Как только был подписан договор между Российской империей и Китаем мои предки перебрались сюда из Сибири и основали казачью станицу, построили здесь дом. Занимались они тогда в основном земледелием, пахали землю. Сам я сейчас на пенсии, а до этого работал в райкоме партии при Советском Союзе, видел Динмухамеда Кунаева. Он часто сюда приезжал, в основном к своему личному врачу Ахат Аминовичу Малюкову»
– Мои дети часто находили здесь медные монеты времен Николая II, китайские монеты 13-14 века, целую банку набирали, играли с ними раскидывая по всему селу.

Рисунок Томаса Аткинсона с изображением султана Суюка в окружении своей семьи.
Часто село посещали гости из за рубежа. К примеру в 1848 году в Капал прибыли известные британские исследователи Томас и Люси Аткинсоны. Томас создал большое количество зарисовок и чертежей во время своего путешествия по Восточному Казахстану, среди них зарисовки родника Таншибулак, курганы села Капал, реки Баскан и Терексу, также он рисовал быт степных кочевников и портреты казахских лидеров.

Рисунок Тома Аткинсона, где изображена его жена Люси во время чаепития в юрте.
Что интересно изданные книги Томом Аткинсоном известны в узком кругу и изданы только на английском языке, причиной может быть в другом российском ученном, тоже путешественнике Петре Семенове-Тян- Шанском, который также приезжал в село Капал, но годами позднее американского путешественника. В одной из своих книг российский путешественник отметил, что ничему из написанного Томасом верить нельзя.

Известный родник Таншибулак.
В Капале у Аткинсонов родился сын, которому дали имя Алатау Тамшыбулак в честь родника. По легенде местных жителей родник Таншибулак это слезы влюбленных: «Дочь султана узнав, что не может выйти замуж за сына пастуха бросается с обрыва, а ее возлюбленный бросается вслед за ней».

Капал также является родиной женщины акына Сары Тастанбеккызы. Родившиейся в селе Капал в 1853 году.

Ее поэтическое состязание с Биржан-салом Кожагулулы в 1871 году, где молодая Сара спела о безысходности судьбы женщин казашек, мечтающих о любви без принуждения, легло в основу известной оперы «Биржан и Сара» Мукана Тулебаева.

Капал был излюбленным местом Шокана Уалиханова, который часто заезжал в село: «Приехавши на Капал, я был обрадован, узнав, что приятель мой Д. Е. проехал Верное и скоро должен быть (здесь)...». В своей книге Шокан Уалиханов «Джунгарские очерки» писал, что станица Капал была названа в честь великого полководца Капал батыра, которых жил в конце XV и в начале XVI века. Благодаря этим записям 40 км от села Капал была обнаружена могила батыра и на том же месте установлен памятник. Полководец Капал был соратником Тауекель-хана и Есим-хана, он участвовал в освобождении сырдарьинских казахских городов, удерживал оборону против набегов джунгар защищая восточную границу Казахского ханства.

Фатима Габитова с детьми наследниками трех великих литераторов, слева направо: в первом ряду — Булат, Фатима, Мурат, во втором — Азат, Умит, Ильфа и Саят
Здесь же родилась Фатима Габитова — женщина-легенда, муза ставшая верной спутницей для трех великих представителей казахской культуры: просветителя Биляла Сулеева, поэта Ильяса Джансугурова и писателя Мухтара Ауэзова.

Бывший музей имени Фатимы Габитовой сейчас находится в ужасном, полуразрушенном состоянии. Его открыл на свои деньги местный житель Ергали Садвакасов. Он собирал личные вещи, письма, книги Фатимы по крупицам.


Содержать огромный дом пенсионеру было не по карману и через некоторое время Ергали продал его одному бизнесмену. И таких старинных обветшалых особняков, требующих реставрацию, в селе Капал не один десяток.




Дому купца Шаяхмет Атбасаров повезло больше, чем другим архитектурным сооружениям. Весной этого года за его реконструкцию взялся фермер-бизнесмен Алмасбек Садырбаев

Алмасбек Садырбаев занимается агробизнесом, животноводством, руководит ассоциацией овцеводов Казахстана «Шопан-Ата». «Школьником вместе с родителями я один раз приезжал сюда. Помню, как меня поразили старинные дома. Через несколько лет судьба вновь вернула меня в эту местность. У меня рядом находятся летние пастбища, я стал часто заезжать в село Капал по работе. Дома находились в ужасном состоянии и с каждым годом их становилось меньше, местные или приезжие разбирали дома «на дрова» или строили из бревен сараи для скота»

– Меня заинтересовала история Капала. Открыл для себя интересный факт, что из села в свое время частями дома были вывезены для строительства нового города Верный (Алматы), сейчас эти дома можно увидеть по Красногвардейскому тракту. В селе Капал было с десяток мостов и примерно столько же хлебопекарень, два или три ликеро-водочных завода, медресе, школы, мечети и церкви, около 50ти магазинов. В 19 веке Капал был центром Семиречья, где кипела жизнь.

– Сюда приезжали известные люди в истории Казахстана. Один из важных личностей был купец первой гильдии Шаяхмет Атбасаров. У купца гостили Томас Аткинскон с женой, Шокан Уалиханов, Абай, который вез тело сына Абиша из Алматы в Семипалатинск, тоже останавливался в этом доме.


– Вместе с другом Женисом мы сразу выехали в Капал. Дом был в удручающем состоянии, практически все внутри дома прогнило, мне стало обидно за строение с такой исторической ценностью.

– Посмотрели, что можно было для него сделать. Разобрали полы, крышу, окна и весной этого года начали реконструкцию.

– Я даже не представлял в какое ввязался дело, на реконструкцию ушло немало времени, энергии и моих личных средств, дешевле было бы отстроить новый дом. Документов никаких у дома не было, были старые решения еще советского периода, все документы пришлось восстанавливать. С этим нам хорошо помогли Акимат Аксуского района и аким села Нурбол

Женис Ыскабай показывает уже отремонтированный дом. «Этот козырек собран из старых деталей других домов, только черепица новая, не нашли подходящую. Когда Алмасбек рассказал мне историю села, известном купце Шаяхмете Атбасарове, его доме и предложил принять участие в проекте реконструкции купеческого дома, я с удовольствием согласился. Здесь я больше играю роль художественного специалиста, подбираю цвета, слежу за тем, чтобы дом соответствовал своему первоначальному внешнему виду»

– Также ищу и собираю недостающие детали дома. К примеру этот старинный кованый навес я купил на рынке в Талдыкоргане, он очень схож с навесом нашего дома, возможно его сняли с другого капальского дома.

– Стараемся сохранить дом в первоначальном виде 19 века, но окна придется поставить пластиковые, чтобы внутри было тепло. Если посмотреть на старые рамы окон можно увидеть несколько слоев краски, верхний это советского периода, а в самом низу царского.

– Сам я в приведения не верю, но строители говорят, когда ночевали в доме, кто то открывал и закрывал дверь, хотя ветра не было и дверь такую массивную дверь вряд-ли ветер осилит.

– В подвале находится погреб с потайным туннелем, отсюда Шаяхмет вместе с семьей бежал в Китай от советской власти. Проход завален давно, скорее всего еще при советской власти

– Строили в то время на века, длина этой каменной стены полтора метра. Мы находили здесь гвозди длиной 70 см

– Реконструкцию мы планируем закончить до конца этого года. У нас с Алмасбеком Садырбаевым в планах сделать из села Капал туристической зону, а дом купца Шаяхмета местной достопримечательностью, музей, хотим собрать собрать вещи связанные с Капалом и самим купцом Шаяхметом. Если привлечь сюда туристов,экономически это будет выгодно поселку, местные жители откроют забегаловки, может кто-то откроет здесь гостиницу. Сейчас мы открыты для предложений и сотрудничества, готовы принять любую помощь в восстановлении Великого Капала.

Кафе ”Акку” — уникальное место. Это заведение с полувековой историей, которое когда-то было местом притяжения...

Первый фотограф Казахстана Шангерей Бокей, чьи снимки и идеи стали частью культурного наследия страны и вдохновением для открытия сайта Shanger.kz

Фоторепортаж о трансформации мечетей Алматы с XII века: как менялась архитектура культовых сооружений и что стоит за куполами и минаретами города.
Comments
No comments yet. Be the first to comment!