Тенге: одно из сёл нефтяников, где начались перемены
Shanger.kz

Социальные протесты обнажили системные проблемы Мангистауского региона, занятость, инфраструктуру, экологические риски и качество жизни нефтяников. Они стали точкой, после которой государство было вынуждено перейти от разрозненных решений к более комплексной политике по улучшению условий жизни в нефтяных населённых пунктах. Село Тенге стало одним из тех сёл, которые вошли в эту реформу, здесь обновляется система местного управления, развивается благоустройство, поддерживается малый бизнес и предпринимаются попытки диверсифицировать экономику, долгие годы полностью зависящую от нефтедобычи.

Аким Жалгас Агисов родился в селе Тенге, и это делает его особенно заинтересованным в развитии родного посёлка. В прошлом бизнесмен, он пришёл в акимат с четким пониманием того, как работает предпринимательская среда изнутри. Эта жилка помогает ему выстраивать эффективный диалог с инвесторами и находить неочевидные точки роста для села. С марта 2025 года он возглавляет местную администрацию, привнося в управление прагматичный и современный подход.
- Наше село қара шаңырақ с шестидесятилетней историей, - говорит аким Жалгас Агисов. - Восемнадцать тысяч человек. Основная часть населения это семьи нефтяников. Кроме этого, есть фермеры и крестьянские хозяйства, которые занимаются скотоводством, разведением верблюдов, лошадей и овец. У нас есть три средние школы, одно частная и две государственных, два частных детских сада. Есть поликлиника, амбулатория, дневной стационар, участковый пункт полиции, есть железная дорога, два парка «Тәуелсіздік» и «Анаға тағзым». Но к сожалению в селе нет ни одного кафе и ресторана.

- Кроме того, в сёлах молодёжи часто нечем заняться, поэтому они уезжают в Актау. Для них нам нужен центр, где ребята могли бы заниматься робототехникой, мобилографией, финансовой грамотностью, обучаться швейному делу, подготовке к ЕНТ и изучать предпринимательскую деятельность. Мы постепенно привлекаем инвесторов, например в этом году будет открытие детского развлекательного комплекса «7/7» на 100-120 человек, фитнес-центр с футбольным манежем. Планируется строительство этноаула с зонами семейного отдыха с юртами, искусственными речками и экологически чистыми продуктами. На 2026 год планируем построить ещё два парка 5000 и 7000 квадратных метров, чтобы людям было где гулять.
Но самая главная проблема села это минимальная доля местного производства. В основном всё привозное, из Уральска, Актобе, Оренбурга, Самары, Астрахани. И поэтому мы всесторонне поддерживаем малый и средний бизнес. Предпринимателям предлагаются земельные участки без аукционов и торгов, по прямым передачам. На 2026-2027 годы уже ведутся переговоры по строительству предприятия по переработке кобыльего и верблюжьего молока.

- Хотим открыть производство по программе «Ауыл аманаты», - делится предприниматель Махмуд Кумисбаев. - Cоздать кооператив, по нему закупить дополнительно скот и открыть молочный завод, цех по производству шубата. На молочном заводе будет работать примерно около двадцати человек, плюс в хозяйство возьмем примерно десять человек. У нас сейчас есть хозяйство, расположенное примерно в 40 километрах от Тенге. В нём девятисот верблюдов. Акимат заинтересованы, чтобы мы быстрее открылись, поэтому сейчас идут переговоры и оформление документов.

Пока администрация села строит планы по привлечению новых инвесторов и развитию молочного кластера, в Тенге уже функционирует успешный пример местного производства. Здесь работает мясной комбинат, который не только обеспечивает работой местных жителей, но и поставляет продукцию далеко за пределы села, имея собственные точки реализации в крупных городах региона как Актау и Жанаозен.

- В среднем в день мы перерабатываем около тонны мяса, - говорит начальник цеха сборки Айдос Байжигитов. - Каждый работник обрабатывает в среднем 50–60 килограммов мяса в час. Объёмы заготовки зависят от заявок, у нас несколько видов продукции. Часть мяса мы распиливаем на специальном станке и выставляем на витрину, другую часть обваливаем. Также производим мякоть и фарш.
У нас работает три торговые точки, две в Жанаозене и одна в Актау. Значительную часть составляет B2B-сегмент - среди наших клиентов магазины и рестораны Актау и Жанаозена, а также небольшие торговые точки, которые заказывают продукцию ежедневно. В основном это индивидуальные заказы, мякоть, фарш, а в последнее время также пользуются спросом сахарные косточки и стейки.

- У каждой части туши своё назначение и своя технология разделки, например, голяшку и рёбра отправляем в утиль, всё остальное распределяется по видам продукции, - говорит обвальщик Нурлан Умбетов. - Я устроился на работу в 2021 году. Условия нормальные, бывают разные моменты, но в целом всё устраивает.

Помимо разделки мяса, на комбинате налажено производство полуфабрикатов. В пельменном цехе трудятся два упаковщика и младший технолог, которые ежедневно упаковывают до 400 килограммов продукции. Ежемесячный объем производства достигает 3–4 тонн пельменей, при этом работа ведется строго по заявкам. Производители делают акцент на натуральности состава, используя чистое мясо без примесей.

Жители Тенге по-разному оценивают происходящие перемены, кто-то радуется новому асфальту, кто-то сетует на безработицу, а кто-то активно участвует в общественной жизни села.
- Я родился в Каракалпакской автономной области, в Шоманайском районе, - рассказывает о своей жизни аксакал Қаржаубай Рейімбайұлы. - Окончил Нукусский сельскохозяйственный техникум. Служил в армии в Краснознамённом Дальневосточном военном округе, в авиационной части, был связистом-механиком. После армии работал агрономом в совхозе Шоманай. Когда началось переселение на историческую родину в Мангистау, мы переехали в село Тенге. Здесь я устроился в управление «Өзенмұнайгаз», работал помощником бурильщика, затем бурильщиком и мастером. В нефтяной отрасли проработал более тридцати пяти лет и на пенсию вышел в 2015 году. Я простой нефтяник, но по призванию народный шежіреші и поэт, пишу книги. Написал книги «Ер Шотан», сборник стихов «Өмір айнасы» и «Арқалатқан батыр», посвящённую Ақпан батыру. В молодости моими учителями и наставниками были народный поэт-шежіреші Өмірзак Қалбайұлы и поэт Есенғали Бөкенбаев, именно они определили мой творческий путь. Сегодня я активно помогаю администрации села и города Жанаозен, участвую в общественных и организационных вопросах. Когда в наш регион приезжали иранские гости, мне доверили координировать встречу с жителями Жанаозена, и я продолжаю активно участвовать в жизни нашего села.

- Я нефтяник, работаю в организации «Өзен сервис», - говорит житель Тенге Бегайдар Жылкыбаев. С приходом нового акима наше село преобразилось, построены детские игровые площадки, прокладывается асфальт, в сторону вокзала появилась новая велодорожка. Конечно, хотелось бы, чтобы все улицы были полностью заасфальтированы. Сейчас мы выходим с предложениями собственных проектов к акимату, направленных на строительство в селе предпринимательских объектов и развитие сельского хозяйства.

- Я родилась в Тенге, живу и работаю здесь, - говорит сотрудница магазина Айсулу Исакова. - У меня семеро детей, самому старшему 21 год, а младшему 5 лет. Люди в нашем селе очень приветливые и дружелюбные. Чего нам не хватает? У нас нет кафе и не хватает зелени, деревьев, озеленения в целом. Поэтому мы стараемся сажать сами.

- Жалоб нет, всё хорошо, - говорит кассир-продавец Орынбасар Дүйсенов. - Работаю здесь уже полгода кассиром, продавцом-универсалом. Я родился в Тенге, мне здесь всё нравится, условия хорошие, главное работа есть.

- С 1977 года мы живём в Тенге, - говорит машинист транспортного предприятия Нурмухан Жумалиев. - Здесь появились мои дети и внуки, шүкір Аллаху. В этом году, с приходом нового акима Жалгаса, мы наконец увидели асфальт, которого не было шестьдесят лет. С новым акимом, если честно говорить, многое изменилось, молодёжь активизировалась, село благоустраивается, появилось освещение и дороги.

- Я родилась в Туркменистане, в Ашхабаде, - говорит жительница села Н. Жанаева. - Мои родители тоже родились там. В 1986 году я вернулась в Казахстан и с тех пор живу в селе Тенге. В целом меня здесь всё устраивает, и в последнее время особенно заметны перемены.

- Руководство села проводит масштабные работы, и мы, как активные жители, стараемся вносить свой вклад, - говорит мастер групповой установки «Өзенмұнайгаз» Саябек Нуркожаулы. Часто проводятся мероприятия по чистоте, благоустройству и озеленению. Если говорить о проблемах, то в первую очередь это экологический вопрос вокруг села, второй - сельское хозяйство. Я считаю, что продукцию местного животноводства необходимо реализовывать внутри села по доступным ценам. Кроме того, в Тенге не хватает домов творчества для детей и молодёжи. Есть и проблема с отсутствием кинотеатров. Необходимо развивать творческие пространства, где можно было бы возрождать и изучать национальные традиции, работу с войлоком, изготовление деревянных юрт, луков и другие традиционные ремёсла.
.jpg?2026-01-13T21:10:35.414Z)
- Родился в другом селе Мангистауской области, а в Тенге живу уже десять лет, - делится Ерболат Кызылгулов. - У меня двое детей и двое внуков. По специальности я нефтяник, но здоровье подорвал, поэтому пришлось уйти. Сейчас работаю разнорабочим. Постоянной работы в селе нет, предприятий нет. Надеюсь, ситуация изменится в ближайшее время.

Тенге сегодня переживает сложный, но важный этап трансформации. Из типичного рабочего поселка, целиком зависящего от нефтедобычи, село пытается вырасти в самодостаточную единицу с развитым сервисом и собственным производством. Пока одни жители наслаждаются долгожданным благоустройством, другие справедливо указывают на экологические риски и нестабильность занятости. Будущее села зависит от того, удастся ли местной власти реализовать амбициозные планы по диверсификации экономики, не потеряв при этом доверие тех, кто десятилетиями строил этот край своим трудом.
Comments
No comments yet. Be the first to comment!