Shanger.kz
Общество

Миллиарды в тени: куда уходят деньги казахстанских авторов?

Shanger.kz

В Казахстане обострилась дискуссия вокруг системы авторских обществ. Пока музыка казахстанских авторов звучит в ресторанах, на радио и в интернете, создатели произведений говорят о непрозрачной системе распределения средств через эти самые организации по управлению авторскими правами. По данным Министерства юстиции, в 2024 году организации по коллективному управлению правами собрали 1,7 млрд тенге. Однако депутат Мажилиса Ерлан Стамбеков заявляет: реальный объем рынка может достигать 45-50 млрд тенге ежегодно. Где пропадает эта огромная разница? Что изменит новый законопроект о цифровизации авторских прав? И смогут ли создатели музыки наконец получить прозрачную систему учета? Разбираемся в материале с участием юриста по авторскому праву Темирлана Тулегенова, знаменитых композиторов и музыкантов Байгали Серкебаева и Ивана Бреусова, которые на собственном опыте столкнулись с проблемами существующей системы. 

Справка: В Казахстане действует 15 организаций по коллективному управлению правами, из них аккредитованы 7.

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

Темирлан Тулегенов вот уже много лет специализируется на проблемах авторского права в Казахстане. Кандидат юридических наук, эксперт с большим стажем, он видит корень проблемы не в законодательстве, а в тотальном правовом невежестве. 

- У многих авторское право ассоциируется только лишь с какими-то юридическими разборками и скандалами, - говорит Темирлан. Но на самом деле это наука, помогающая зарабатывать на собственном творчестве. Закон об авторском праве у нас был принят почти 30 лет назад, но до сих пор ни в одном творческом вузе нет этого предмета. Представьте, что людей учат создавать произведения искусства, но не учат, как на ней зарабатывать. Я всегда подчеркиваю, что вся мировая индустрия шоу- бизнеса, культуры и искусства держится на фундаменте авторского права. Казахстан присоединился ко всем международным конвенциям, но система не работает именно потому, что люди не знают, как пользоваться своими правами. Даже у арт-менеджеров, которых должны учить монетизировать творчество, нет предмета по авторскому праву. Их учат только осваивать бюджет, и это, конечно, большая проблема. 

Убежден, что главная проблема кроется в застарелом советском подходе к культуре. Наша сфера культуры до сих пор существует на государственной дотационной основе. Но ведь авторское право это предпринимательское право, которое позволяет творческому человеку самостоятельно выстроить взаимовыгодные отношения с пользователями и создать всю цепочку монетизации. Особенно остро стоит вопрос креативной экономики. Мы декларируем переход от сырьевой экономики к креативной, но базовые вещи не решаются. Главный вопрос, который нужно закрывать уже сейчас, это пропаганда знаний авторского права. Нужно дать творческому человеку эту самую «удочку», благодаря которой он научится ловить рыбу, а не будет вечно ходить с протянутой рукой к чиновникам. 

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

- Сегодняшняя система финансирования сферы культуры отстает от современных тенденций. Талантливые люди, которые должны быть сосредоточены на своем творчестве, но не столь коммуникабельны с чиновниками, всегда оказываются в проигрыше. Одной из главных болей казахстанских авторов являются многочисленные авторские общества. К сожалению, сегодня с ними мы  зашли в абсолютный тупик. Кафе, рестораны, торговые центры, салоны красоты, телевидение, радио стабильно платят вознаграждение в авторские общества. Но эти деньги не доходят до наших авторов.

Дефакто, в стране сформирован преступный синдикат авторских обществ ворующих миллиарды у творческих людей. Авторское право в Казахстане не стимулирует как во всем мире творчество, потому что система распределения полностью искажена. И авторские общества активно тормозит  цифровизацию этой сферы. Но два года назад депутаты наконец-то обратили внимание на эту проблему и совместно с министерством юстиции подготовили законопроект о внедрении единой цифровой платформы по авторским правам, которая сделает максимально прозрачным весь процесс сбора и распределения вознаграждений. Она также снимет нагрузку по составлению отчетов об использованной музыке с пользователей. 

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

Байгали Серкебаев, легендарный музыкант, создатель группы "А-Студио", заслуженный деятель Республики Казахстан. Человек, чья музыка знакома каждому жителю постсоветского пространства. Казалось бы, у такого маститого автора не должно быть проблем с получением авторских вознаграждений. Однако реальность оказалась иной. 

- Мои права нарушаются на протяжении многих лет, - рассказывает Байгали Серкебаев. Последний раз я получал авторское вознаграждение в Казахстане, вероятно, больше десяти лет назад. То, что у нас называют казахстанским авторским обществом, по моему опыту представляет собой конторку, иначе и не скажешь. Авторское общество KazAK долгие годы ведет отчеты в бумажном виде, но авторам эту информацию никогда не предоставляло. Мы, авторы, люди творческие, в юридических вопросах порой неподкованные, и такие структуры этим охотно пользуются. К сожалению, авторские общества работают из рук вон плохо. Дождаться от них какой-либо информации не представляет возможности, а ведь это очень важно для автора - знать когда и где исполнялась его произведение? Не говоря уж о том, что важно получать справедливое вознаграждение! Авторы уже не хотят спорить с ними, лишь бы только хоть какие-то деньги получить от них. Скорее всего, это делалось специально. К сожалению, такое  происходит не только в Казахстане, но и в других странах. 

К счастью, сейчас в мире устойчив тренд на цифровизацию системы авторских обществ. Например, в той же России более-менее этот процесс налажен. Я часто сравниваю эту ситуацию с тем, как устроено все в России, где я стабильно получаю авторское вознаграждение через Российское авторское общество. На их сайте у меня есть личный кабинет, куда постоянно поступают отчеты об использовании моих песен. При этом признаюсь, что у меня не так часто хватает времени контролировать этот личный кабинет, но главное, что поступления приходят стабильно. 

Справка: В развитых странах системы коллективного управления правами работают через цифровые платформы с прозрачной отчетностью. Российское авторское общество (РАО), например, предоставляет авторам личные кабинеты с детализацией каждого начисления.

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

- И вот я решил разобраться как же это работает в Казахстане и пришел в авторское общество KazAK. Дальнейшее стало для меня настоящим шоком. Вышла девушка и сказала мне ждать в предбаннике с двойными пластиковыми дверями. Председатель или исполнительный директор даже не посчитал нужным выйти, поздороваться и встретить меня лично. Для меня - человека, привыкшего к уважительному отношению, это было оскорбительно. В любом музыкальном издательстве в России, в РАО или в других организациях, меня встречают гостеприимно и уважительно. Я думал, что и здесь встреча будет человеческой! Но я был обескуражен их таким «приемом». Если так относятся ко мне, публично известному человеку, то я легко могу представить, какое отношение получают менее известные авторы, художники и творческие люди?

Девушка попросила меня оставить банковские реквизиты Kaspi и написать заявление с просьбой предоставить отчеты об использовании песен. В итоге уже год никакой информации, полнейшая тишина. Вот такой бардак у нас творится. И надо с этим что-то делать. 

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

Иван Бреусов - композитор, автор более 100 песен, бывший участник легендарной казахстанской группы "101", участник российского проекта "Фабрика звезд-4". Сегодня он не только сольный исполнитель, но и музыкальный продюсер, который занимается всем циклом создания музыки. И именно он одним из первых в Казахстане решил открыто бороться с системой.

- До 2019 года я стабильно получал авторские вознаграждения, - говорит Иван Бреусов. Сотрудничал с частными организациями, которые работали с крупным авторским обществом, и раз в квартал получал от семисот тысяч до полутора миллионов тенге. Это считалось нормой, и таким образом за год выходило около четырех миллионов. Система работала просто. Сотрудник авторского общества звонил и просил прийти за деньгами. Я подписывал квитанцию и получал наличные. Но в 2019 году вдруг все прекратилось. На мои вопросы я слышал одно объяснение, что мои песни перестали слушать. Проверить это было невозможно, потому что вся отчетность велась на бумаге и полностью зависела от людей, которые могли вписать в эти ведомости любые фамилии.

Я пытался добиться разъяснений, но меня игнорировали. Никаких встреч никто не инициировал. На вопросы не отвечали. В какой-то момент я ушел из того авторского общества, потому что доходы исчезли, но при этом мои песни продолжали использоваться. Позже там сменилось руководство, и я решил вернуться. Мне выплатили какие-то копейки, около ста тысяч тенге. Это было унизительно. Я подсчитал, что за шесть лет я недополучил примерно тридцать миллионов тенге только по авторским правам. Это не включает смежные права. И это касается только моих произведений. А представьте масштаб проблемы по всей стране.

В Казахстане действует 15 авторских обществ, но лишь семь из них имеют государственную аккредитацию и обязаны собирать деньги от пользователей музыки и распределять их между авторами. На практике эта система не работает. По закону, когда песня выходит на стриминговые платформы, ей присваивается специальный код, который автоматически считывается в интернет пространстве. Деньги должны поступать в казахстанское авторское общество, которое обязано распределить их между композитором, автором слов, аранжировщиком и музыкантами. Но этот механизм оказался полностью не рабочим.

авторское право Казахстан, цифровизация авторских прав, авторские общества, KazAK, непрозрачность распределения, теневой рынок, креативная экономика, музыкальная индустрия, композиторы Казахстана, Байгали Серкебаев, Иван Бреусов, Темирлан Тулегенов, нарушение авторских прав, авторские гонорары, шоу-бизнес Казахстан, стриминговые платформы, караоке бизнес, коррупция в авторских обществах, фоторепортаж, журналистское расследование

- Я решил бороться. Вместе с моей командой мы начали фиксировать нарушения. Мы обнаружили, что крупные караоке компании используют мои песни в каталогах, но не платят мне ничего. Эти компании получают музыку от дистрибьюторов и не проверяют, есть ли у них право работать с этими произведениями. Мы собрали доказательства, нотариально заверили скриншоты и подали в правоохранительные органы и дважды получили отказ без объяснения причин. Но я не собираюсь сдаваться. 

Когда я начал публично говорить о проблеме, одно из крупных авторских обществ подало на меня в суд за клевету, обвинили меня в распространении дезинформации. Две недели оперативные сотрудники изучали мой пост и в итоге ничего не нашли. Дело закрыли. Но нервное напряжение было огромным. Ты говоришь правду, а тебя пытаются запугать. 

В Казахстане все знают исполнителей, но почти никто не знает авторов песен. Исполнители зарабатывают на концертах и корпоративах, а авторы остаются в тени. Я написал больше ста песен для многих известных артистов, среди которых Макпал Исабекова, Дильназ Ахмадиева, Айкын Толепберген и группа 101. Но люди до сих пор думают, что я просто певец, а не композитор.

Хочу справедливости. На уровне государства необходимо назначить аудит авторских обществ за последние шесть лет. Пусть предъявят всю документацию и объяснят, куда ушли деньги. Музыку необходимо оцифровать, чтобы каждый автор видел, где и как используются его произведения. Государство должно контролировать этот процесс на уровне правительства и министерства культуры. Сейчас огромные суммы оседают в руках людей, которые думают только о своей выгоде. От этого страдает все культурное сообщество. Многие авторы, чьи хиты знает вся страна, живут на грани выживания и не могут оплатить даже аренду квартиры. 

В этой ситуации я вижу надежду в новом законопроекте о единой цифровой платформе, который был разработан по инициативе Темирлана Тулегенова. Новая система позволит увидеть настоящие доходы и выявить тех, кто годами присваивал авторские деньги. Сейчас многие авторские общества пытаются сорвать подписание закона, наполняя администрацию президента письмами о якобы нарушениях международных норм. Но я надеюсь, что здравый смысл победит и закон вступит в силу. Это даст шанс создать честную прозрачную систему, в которой автор наконец сможет увидеть реальный результат своего труда. 

Мнения экспертов и героев материала являются их личной позицией и не представляют официальную позицию редакции.






Поделиться:

Comments

No comments yet. Be the first to comment!

Оставить комментарий