Миллиарды в тени: куда уходят деньги казахстанских авторов?
Shanger.kz

В Казахстане обострилась дискуссия вокруг системы авторских обществ. Пока музыка казахстанских авторов звучит в ресторанах, на радио и в интернете, создатели произведений говорят о непрозрачной системе распределения средств через эти самые организации по управлению авторскими правами. По данным Министерства юстиции, в 2024 году организации по коллективному управлению правами собрали 1,7 млрд тенге. Однако депутат Мажилиса Ерлан Стамбеков заявляет: реальный объем рынка может достигать 45-50 млрд тенге ежегодно. Где пропадает эта огромная разница? Что изменит новый законопроект о цифровизации авторских прав? И смогут ли создатели музыки наконец получить прозрачную систему учета? Разбираемся в материале с участием юриста по авторскому праву Темирлана Тулегенова, знаменитых композиторов и музыкантов Байгали Серкебаева и Ивана Бреусова, которые на собственном опыте столкнулись с проблемами существующей системы.
Справка: В Казахстане действует 15 организаций по коллективному управлению правами, из них аккредитованы 7.

Темирлан Тулегенов вот уже много лет специализируется на проблемах авторского права в Казахстане. Кандидат юридических наук, эксперт с большим стажем, он видит корень проблемы не в законодательстве, а в тотальном правовом невежестве.
- У многих авторское право ассоциируется только лишь с какими-то юридическими разборками и скандалами, - говорит Темирлан. Но на самом деле это наука, помогающая зарабатывать на собственном творчестве. Закон об авторском праве у нас был принят почти 30 лет назад, но до сих пор ни в одном творческом вузе нет этого предмета. Представьте, что людей учат создавать произведения искусства, но не учат, как на ней зарабатывать. Я всегда подчеркиваю, что вся мировая индустрия шоу- бизнеса, культуры и искусства держится на фундаменте авторского права. Казахстан присоединился ко всем международным конвенциям, но система не работает именно потому, что люди не знают, как пользоваться своими правами. Даже у арт-менеджеров, которых должны учить монетизировать творчество, нет предмета по авторскому праву. Их учат только осваивать бюджет, и это, конечно, большая проблема.
Убежден, что главная проблема кроется в застарелом советском подходе к культуре. Наша сфера культуры до сих пор существует на государственной дотационной основе. Но ведь авторское право это предпринимательское право, которое позволяет творческому человеку самостоятельно выстроить взаимовыгодные отношения с пользователями и создать всю цепочку монетизации. Особенно остро стоит вопрос креативной экономики. Мы декларируем переход от сырьевой экономики к креативной, но базовые вещи не решаются. Главный вопрос, который нужно закрывать уже сейчас, это пропаганда знаний авторского права. Нужно дать творческому человеку эту самую «удочку», благодаря которой он научится ловить рыбу, а не будет вечно ходить с протянутой рукой к чиновникам.

- Сегодняшняя система финансирования сферы культуры отстает от современных тенденций. Талантливые люди, которые должны быть сосредоточены на своем творчестве, но не столь коммуникабельны с чиновниками, всегда оказываются в проигрыше. Одной из главных болей казахстанских авторов являются многочисленные авторские общества. К сожалению, сегодня с ними мы зашли в абсолютный тупик. Кафе, рестораны, торговые центры, салоны красоты, телевидение, радио стабильно платят вознаграждение в авторские общества. Но эти деньги не доходят до наших авторов.
Дефакто, в стране сформирован преступный синдикат авторских обществ ворующих миллиарды у творческих людей. Авторское право в Казахстане не стимулирует как во всем мире творчество, потому что система распределения полностью искажена. И авторские общества активно тормозит цифровизацию этой сферы. Но два года назад депутаты наконец-то обратили внимание на эту проблему и совместно с министерством юстиции подготовили законопроект о внедрении единой цифровой платформы по авторским правам, которая сделает максимально прозрачным весь процесс сбора и распределения вознаграждений. Она также снимет нагрузку по составлению отчетов об использованной музыке с пользователей.

Байгали Серкебаев, легендарный музыкант, создатель группы "А-Студио", заслуженный деятель Республики Казахстан. Человек, чья музыка знакома каждому жителю постсоветского пространства. Казалось бы, у такого маститого автора не должно быть проблем с получением авторских вознаграждений. Однако реальность оказалась иной.
- Мои права нарушаются на протяжении многих лет, - рассказывает Байгали Серкебаев. Последний раз я получал авторское вознаграждение в Казахстане, вероятно, больше десяти лет назад. То, что у нас называют казахстанским авторским обществом, по моему опыту представляет собой конторку, иначе и не скажешь. Авторское общество KazAK долгие годы ведет отчеты в бумажном виде, но авторам эту информацию никогда не предоставляло. Мы, авторы, люди творческие, в юридических вопросах порой неподкованные, и такие структуры этим охотно пользуются. К сожалению, авторские общества работают из рук вон плохо. Дождаться от них какой-либо информации не представляет возможности, а ведь это очень важно для автора - знать когда и где исполнялась его произведение? Не говоря уж о том, что важно получать справедливое вознаграждение! Авторы уже не хотят спорить с ними, лишь бы только хоть какие-то деньги получить от них. Скорее всего, это делалось специально. К сожалению, такое происходит не только в Казахстане, но и в других странах.
К счастью, сейчас в мире устойчив тренд на цифровизацию системы авторских обществ. Например, в той же России более-менее этот процесс налажен. Я часто сравниваю эту ситуацию с тем, как устроено все в России, где я стабильно получаю авторское вознаграждение через Российское авторское общество. На их сайте у меня есть личный кабинет, куда постоянно поступают отчеты об использовании моих песен. При этом признаюсь, что у меня не так часто хватает времени контролировать этот личный кабинет, но главное, что поступления приходят стабильно.
Справка: В развитых странах системы коллективного управления правами работают через цифровые платформы с прозрачной отчетностью. Российское авторское общество (РАО), например, предоставляет авторам личные кабинеты с детализацией каждого начисления.

- И вот я решил разобраться как же это работает в Казахстане и пришел в авторское общество KazAK. Дальнейшее стало для меня настоящим шоком. Вышла девушка и сказала мне ждать в предбаннике с двойными пластиковыми дверями. Председатель или исполнительный директор даже не посчитал нужным выйти, поздороваться и встретить меня лично. Для меня - человека, привыкшего к уважительному отношению, это было оскорбительно. В любом музыкальном издательстве в России, в РАО или в других организациях, меня встречают гостеприимно и уважительно. Я думал, что и здесь встреча будет человеческой! Но я был обескуражен их таким «приемом». Если так относятся ко мне, публично известному человеку, то я легко могу представить, какое отношение получают менее известные авторы, художники и творческие люди?
Девушка попросила меня оставить банковские реквизиты Kaspi и написать заявление с просьбой предоставить отчеты об использовании песен. В итоге уже год никакой информации, полнейшая тишина. Вот такой бардак у нас творится. И надо с этим что-то делать.

Иван Бреусов - композитор, автор более 100 песен, бывший участник легендарной казахстанской группы "101", участник российского проекта "Фабрика звезд-4". Сегодня он не только сольный исполнитель, но и музыкальный продюсер, который занимается всем циклом создания музыки. И именно он одним из первых в Казахстане решил открыто бороться с системой.
- До 2019 года я стабильно получал авторские вознаграждения, - говорит Иван Бреусов. Сотрудничал с частными организациями, которые работали с крупным авторским обществом, и раз в квартал получал от семисот тысяч до полутора миллионов тенге. Это считалось нормой, и таким образом за год выходило около четырех миллионов. Система работала просто. Сотрудник авторского общества звонил и просил прийти за деньгами. Я подписывал квитанцию и получал наличные. Но в 2019 году вдруг все прекратилось. На мои вопросы я слышал одно объяснение, что мои песни перестали слушать. Проверить это было невозможно, потому что вся отчетность велась на бумаге и полностью зависела от людей, которые могли вписать в эти ведомости любые фамилии.
Я пытался добиться разъяснений, но меня игнорировали. Никаких встреч никто не инициировал. На вопросы не отвечали. В какой-то момент я ушел из того авторского общества, потому что доходы исчезли, но при этом мои песни продолжали использоваться. Позже там сменилось руководство, и я решил вернуться. Мне выплатили какие-то копейки, около ста тысяч тенге. Это было унизительно. Я подсчитал, что за шесть лет я недополучил примерно тридцать миллионов тенге только по авторским правам. Это не включает смежные права. И это касается только моих произведений. А представьте масштаб проблемы по всей стране.
В Казахстане действует 15 авторских обществ, но лишь семь из них имеют государственную аккредитацию и обязаны собирать деньги от пользователей музыки и распределять их между авторами. На практике эта система не работает. По закону, когда песня выходит на стриминговые платформы, ей присваивается специальный код, который автоматически считывается в интернет пространстве. Деньги должны поступать в казахстанское авторское общество, которое обязано распределить их между композитором, автором слов, аранжировщиком и музыкантами. Но этот механизм оказался полностью не рабочим.

- Я решил бороться. Вместе с моей командой мы начали фиксировать нарушения. Мы обнаружили, что крупные караоке компании используют мои песни в каталогах, но не платят мне ничего. Эти компании получают музыку от дистрибьюторов и не проверяют, есть ли у них право работать с этими произведениями. Мы собрали доказательства, нотариально заверили скриншоты и подали в правоохранительные органы и дважды получили отказ без объяснения причин. Но я не собираюсь сдаваться.
Когда я начал публично говорить о проблеме, одно из крупных авторских обществ подало на меня в суд за клевету, обвинили меня в распространении дезинформации. Две недели оперативные сотрудники изучали мой пост и в итоге ничего не нашли. Дело закрыли. Но нервное напряжение было огромным. Ты говоришь правду, а тебя пытаются запугать.
В Казахстане все знают исполнителей, но почти никто не знает авторов песен. Исполнители зарабатывают на концертах и корпоративах, а авторы остаются в тени. Я написал больше ста песен для многих известных артистов, среди которых Макпал Исабекова, Дильназ Ахмадиева, Айкын Толепберген и группа 101. Но люди до сих пор думают, что я просто певец, а не композитор.
Хочу справедливости. На уровне государства необходимо назначить аудит авторских обществ за последние шесть лет. Пусть предъявят всю документацию и объяснят, куда ушли деньги. Музыку необходимо оцифровать, чтобы каждый автор видел, где и как используются его произведения. Государство должно контролировать этот процесс на уровне правительства и министерства культуры. Сейчас огромные суммы оседают в руках людей, которые думают только о своей выгоде. От этого страдает все культурное сообщество. Многие авторы, чьи хиты знает вся страна, живут на грани выживания и не могут оплатить даже аренду квартиры.
В этой ситуации я вижу надежду в новом законопроекте о единой цифровой платформе, который был разработан по инициативе Темирлана Тулегенова. Новая система позволит увидеть настоящие доходы и выявить тех, кто годами присваивал авторские деньги. Сейчас многие авторские общества пытаются сорвать подписание закона, наполняя администрацию президента письмами о якобы нарушениях международных норм. Но я надеюсь, что здравый смысл победит и закон вступит в силу. Это даст шанс создать честную прозрачную систему, в которой автор наконец сможет увидеть реальный результат своего труда.
Мнения экспертов и героев материала являются их личной позицией и не представляют официальную позицию редакции.
.jpg?2025-10-26T23:25:02.017Z)
Социальный проект о коррупции в Казахстане: реальные признания людей, вымышленные имена и честный взгляд на то, как устроена система.
Comments
No comments yet. Be the first to comment!